Положение об элективных курсах

2

формируют у обучающихся способы организации учебной деятельности;
способствуют
формированию
коммуникативной
и
социальной
компетентностей; ориентируют в выборе профиля обучения и профессиональной
карьеры;
развивают навыки самоопределения, самоорганизации, самоконтроля, выбора
и принятия решения;
создают условия для общекультурного развития.
3. Особенности элективных курсов (предметов)
3.1. Обучающимся школы предоставляется набор элективных курсов, который
может включать следующие виды: предметные, межпредметные, надпредметные,
ориентационные.
Предметные элективные курсы (предметы) - позволяют реализовать интерес
обучающегося к учебному предмету, определить готовность и развить способности
к изучению данного предмета на повышенном уровне.
Межпредметные элективные курсы (предметы) - предполагают выход
за рамки традиционных предметов, знакомят обучающихся с комплексными
задачами, требующими синтеза знаний по ряду предметов, формируют
общеучебные и общекультурные знания, умения и навыки; коммуникативные
и социальные компетентности.
Надпредметные:
обеспечивают
реализацию
познавательных
интересов
школьников,
выходящих за рамки традиционных предметов и распространяющихся на области
деятельности человека;
знакомят школьников с комплексными проблемами и задачами, требующими
синтеза знаний по ряду предметов и способами их разработки в различных сферах
деятельности.
3.2. Особенности элективных курсов (предметов) в 1-9 классах:
3.2.1. Основные задачи курсов (предметов) - развитие мышления в процессе
формирования основных приемов мыслительной деятельности: анализа, синтеза,
сравнения, обобщения, классификации, умение выделять главное, доказывать
и опровергать, делать несложные выводы; развитие психических познавательных
процессов: различных видов памяти, внимания, зрительного восприятия,
воображения; развитие языковой культуры и формирование речевых умений: четко
и ясно излагать свои мысли, давать определения понятиям, строить умозаключения,
аргументировано доказывать свою точку зрения.
3.2.2. Элективные курсы (предметы) начального общего и основного общего
образования выполняют следующие функции:
способствуют удовлетворению познавательных интересов обучающихся
в различных областях;
создают условия для успешной сдачи ОГЭ и поступления в учебные заведения
по окончании школы;

3

создают условия для формирования и развития коммуникативных умений:
умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах,
уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность
одноклассников;
создают условия для формирования навыков применения полученных знаний
и умений
в процессе изучения школьных дисциплин и в практической
деятельности.
3.2.3. При формировании перечня курсов(предметов) учитывается заказ
обучающихся и родителей.
3.3. Особенности элективных курсов (предметов) в 10-11 классах.
3.3.1. Основная задача элективных курсов (предметов) - расширение,
углубление знаний, знакомство с новыми областями науки в рамках выбранного
направления. Курсы способствуют более осознанному выбору дальнейшей
социализации учащихся и продолжения обучения в вузах.
3.3.2. Элективные курсы (предметы) старшей ступени образования выполняют
следующие функции:
способствуют удовлетворению познавательных интересов обучающихся
в различных областях;
создают условия для успешной сдачи ЕГЭ и поступления в учебные заведения
по окончании школы;
3.3.3. При формировании перечня курсов(предметов) учитывается заказ
обучающихся и родителей.
3.3.4. Эффективность элективных курсов(предметов) в старшей школе
определяется по результатам диагностических материалов образовательной
деятельности обучающихся, достижениям обучающихся во внеурочной учебной
деятельности, а также по результатам ЕГЭ.

4.

Программно-методическое обеспечение элективных курсов

4.1. Реализация содержания элективных курсов(предметов) обеспечивается:
учебными пособиями для обучающихся, утвержденными, рекомендованными
или допущенными Министерством просвещения Российской Федерации;
методическими пособиями для учителя.
4.2. Программы элективных курсов(предметов) должны удовлетворять
следующим требованиям:
учитывать особенности школьников, интересующихся отдельными
предметами;
знакомить с методами научных исследований, применяемых в науках,
которые интересуют обучающихся;
опираться на школьную программу, но не дублировать ее, а дополнять
и способствовать формированию исследовательских умений;
нацеливать на подготовку к итоговой аттестации;

4

уделять внимание формированию таких умений, как целеполагание,
проектирование, смысловое чтение, наблюдение, анализ, обобщение, рефлексия,
систематизация.
4.3. Рабочие программы и учебные материалы элективных образовательных
курсов(предметов) оформляются в соответствии с требованиями, предъявляемыми
к структуре рабочей программы педагогов.
4.4. Приёмы и методы обучения обучающихся в ходе проведения элективных
курсов (предметов) зависят от цели и содержания элективного курса, условий,
в которых протекает процесс обучения, особенностей индивидуального стиля
преподавания, степени активности, увлечённости и заинтересованности
обучающихся.
4.5. Эффективность преподавания конкретного курса (предмета) может быть
подтверждена:
анализом уровня качества обучения по предметам, связанным с элективными
курсами(предметами);
количественным
анализом
проектной
деятельности
обучающихся,
количеством проведенных исследовательских работ в рамках элективного
курса(предмета), иными достижениями обучающихся;
проведением анкетирования обучающихся, целью которого является
исследование уровня удовлетворенности школьников элективными занятиями;
результатами участия школьников в олимпиадах, конференциях, конкурсах
и других мероприятиях.
5. Организация и проведение элективных курсов (предметов)
5.1. Продолжительность элективных курсов (предметов) 17-68 часов.
5.2. Преподавание элективных курсов осуществляется по расписанию.
Преподавание элективных курсов ведётся в рамках учебного расписания,
составленного с учётом требований Санитарных норм и нормативами учебного
времени. Элективные курсы (предметы) обязательны для посещения всеми
обучающимися.
5.3. Формы обучения на элективных курсах (групповые и индивидуальные)
могут быть,
как академическими, так и ориентированными на инновационные
педагогические технологии:
практическая и самостоятельная исследовательская работа;
презентация результатов;
дискуссии, беседы;
игровые процедуры;
деловые игры;
интерактивные лекции;
построение и проверка гипотез;
дистанционное обучение (кооперация образовательных учреждений
с учреждениями дополнительного, высшего, среднего профессионального
образования) и т.д.

5

5.4. Заполнение электронного журнала при проведении элективных курсов
(предметов) должно отвечать требованиям Положения по ведению электронного
классного
журнала Муниципального бюджетного общеобразовательного
учреждения «Заостровская средняя школа».
6. Условия оценивания элективных курсов (предметов)
6.1. Элективный курс оценивается, если ученик выполнил зачётную,
практическую или контрольную работу, предусмотренную программой курса,
подготовил проект, выполнил творческую или исследовательскую работу, реферат,
тест, сконструировал макет или прибор
и др. в соответствии с требованиями,
изложенными в пояснительной записке программного курса.
6.2. Для оценивания учебных достижений обучающихся используются:
дихотомическая система («зачет-незачет»).
6.3. Критерии оценивания достижений устанавливаются в пояснительной
записке к программе курса и доводятся до сведения учеников на первом занятии.
6.4. В аттестате об основном общем или среднем общем образовании делается
запись
о пройденных элективных курсах (предметах) объемом не менее 68 часов
за два учебных года (полное название в соответствии с учебным планом МБОУ
«Заостровская средняя школа») в строке «Дополнительные сведения».
7. Промежуточная аттестация по элективным курсам
7.1. Целями промежуточной аттестации являются:
определение промежуточного уровня знаний, умений и навыков школьников
по элективным курсам;
осуществление контроля выполнения учебных планов и программ
обучающимися;
установление соответствия знаний, умений и навыков обучающихся
требованиям государственных образовательных стандартов.
7.2. Контроль знаний обучающихся осуществляется на основе:
требований
государственных
образовательных
стандартов
по соответствующим предметам;
критериев оценки знаний, умений и навыков обучающихся, определенных
в программе элективных курсов данного года обучения;
настоящего Положения.
7.3. Промежуточная аттестация подразделяется на промежуточную,
включающую в себя поурочное тематическое оценивание результатов и аттестацию
по итогам учебного года.
7.4. Содержание и порядок проведения промежуточной и итоговой аттестации.
7.4.1. Промежуточная аттестация обучающихся может проводиться как
письменно, так и устно. Формы промежуточной аттестации определены пунктом
3.4.3. Положения о формах, периодичности и порядке текущего контроля
успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся Муниципального
бюджетного общеобразовательного учреждения «Заостровская средняя школа».

6

При проведении промежуточной аттестации в письменной и устной форме
отметка за работу выставляется учителем по дихотомической системе (зачтено/не
зачтено).
При проведении промежуточной аттестации в форме зачета обучающийся
отвечает
на теоретические вопросы, предложенные учителем по определенной
теме и выполняет практическое задание. По итогам делается запись в электронном
журнале "зачтено".
При проведении промежуточной аттестации в форме защиты реферата
обучающийся руководствуется общими требованиями к формулировке темы
и оформлению реферата и предоставляет работу учителю за неделю до ее защиты
для исправления недочетов и выработки рекомендаций по корректировке текста.
Процедура защиты реферата представляет собой выступление автора
реферата (до 15 мин), в ходе которого обучающийся должен показать свободное
владение материалом по заявленной теме и ответы на вопросы учителя. Отметка
выставляется по системе зачтено/не зачтено для элективных курсов, которые
оцениваются по дихотомической системе.
При проведении промежуточной аттестации в форме защиты учебного
проекта обучающийся выполняет монопроект, который может носить практикоориентированный, исследовательский, информационный характер. Защита проекта
может проходить в форме презентации. Оценка работы выставляется по системе
зачтено/ не зачтено для элективных курсов, которые оцениваются
по дихотомической системе.
При проведении промежуточной аттестации в форме собеседования
обучающийся без подготовки отвечает на вопросы учителя обобщающего характера
по темам программы элективного курса. Оценка работы выставляется по системе
зачтено/ не зачтено для элективных курсов, которые оцениваются
по дихотомической системе
7.4.2. Итоговая отметка по элективному курсу выставляется учителем, исходя
из количества часов, отработанных обучающимся, и результатов его деятельности.
7.5. Оформление документации по итогам промежуточной и итоговой
аттестации обучающихся:
7.5.1. Итоги промежуточной аттестации обучающихся отражаются
в электронном журнале.
7.5.2. Итоговая отметка (или зачтено/не зачтено) выставляется в электронный
журнал.
8. Ответственность учителей-предметников
8.1. Учитель-предметник, преподающий элективный курс (предмет), несет
ответственность за:
выполнение программы курса (предмета);
ведение документации, своевременность и правильность отчетов по
элективным курсам (предметам);

7

9. Контроль за проведением элективных курсов
9.1. Контроль за проведением элективных курсов (предметов) осуществляет
заместитель директора школы по учебно-методической работе.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 23.12.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +76554 7-20-45

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».