Функциональная грамотность

21.06.2022

Полезные материалы для учителей

Уважаемые коллеги!

 

1. «Функциональная грамотность» на сайте КРИППО

https://www.krippo.ru/index.php/14-moduli/2190-funktsionalnaya-gramotnost

 

2. Предлагаем вашему вниманию обзорный видеоролик и презентацию по теме "Функциональная грамотность".

Видеоролик можно скачать по ссылке: https://disk.yandex.ru/i/oGePkvn0-rM3-g

Лектор: Уваровский Александр Павлович, заслуженный учитель РФ, кандидат педагогических наук, профессор РАЕ,

директор Центра независимой оценки качества образования и образовательного аудита "Легион".

   

Международные исследования оказали в последние годы наибольшее влияние на            

развитие образования в мире, в том числе и в России. Не учитывать результаты

международных исследований отечественное образование сегодня не может, поскольку вопрос о

конкурентоспособности стоит очень остро. Известно, что качество российского образования

отличается от качества образования за рубежом.

Центральным понятием в международной программе выступает «грамотность», которая в широком

смысле определяется еще и как функциональная грамотность. Этот термин отражает общеучебную

компетенцию, что на современном этапе обеспечивается за счет внедрения Федерального

государственного образовательного стандарта (далее ФГОС) всех ступеней образования.

Выделены отличительные черты функциональной грамотности:

1) направленность на решение бытовых проблем;

2) является ситуативной характеристикой личности, поскольку обнаруживает себя в конкретных социальных обстоятельствах;

3) связь с решением стандартных, стереотипных задач;

4) это всегда некоторый элементарный (базовый) уровень навыков чтения и письма.

Таким образом,  функциональная грамотность  – это уровень грамотности человека, определяющий его деятельность с использованием печатного слова в быту.

Мониторинг формирования функциональной грамотности  – это не контроль и не проверка с выстраиванием рейтингов образовательных организаций или регионов. Основой внедрения проекта являются идеи формирующего оценивания: поддержка и обеспечение формирования функциональной грамотности. Система заданий и диагностических материалов разрабатывается с учетом подходов и инструментария международного исследования PISA. При этом используются все отечественные инновационные разработки в данной области.

Концептуальные подходы для мониторинга формирования функциональной грамотности разрабатываются с учетом особенностей учащихся, для которых предназначены задания мониторинга.

Разрабатываемая система заданий и диагностических материалов будет способствовать обновлению учебных и методических материалов с учетом переориентации системы образования на новые результаты, сформулированные в ФГОС и связанные с «навыками 21 века», – функциональной грамотностью учащихся и развитием позитивных установок, мотивации обучения и стратегий поведения учащихся в различных ситуациях.


Разработка заданий и диагностических материалов для формирования и оценки функциональной грамотности учащихся 5-9 классов осуществляется по 6-ти составляющим функциональной грамотности: математической, читательской, естественнонаучной и финансовой грамотности, глобальным компетенциям, креативному мышлению.

Задания, объединенные в тематические блоки, составляют основу инструментария для оценки функциональной грамотности (также как и в исследовании PISA). Блок заданий включает в себя описание реальной ситуации, представленное, как правило, в проблемном ключе, и ряд вопросов-заданий, относящихся к этой ситуации. Учащиеся должны выполнить задания, используя знания из различных предметных областей. Их последовательное выполнение способствует тому, что двигаясь от вопроса к вопросу, ученики погружаются в описанную историю (ситуацию) применяют свои знания и умения, а также приобретают как новые знания, так и функциональные навыки.


В настоящее время разработаны Интернет-ресурсы, контент которых можно использовать для развития и оценки функциональной грамотности обучающихся:

Данная ссылка приведет вас на страницу «Циклограмма постоянно действующего семинара Всероссийских семинаров

«Формирование и оценка функциональной грамотности». В этой циклограмме вы можете найти интересующий вас семинар в записи и прослушать его. https://clck.ru/XeNXo


Варианты стартовых диагностических работ, рекомендованных для проведения, опубликованы на странице:
https://edsoo.ru/Instruktivnie_materiali_.htm

Сами работы проводятся на платформе РЭШ: https://resh.edu.ru/
Видеоинструкция по работе на платформе также опубликована:
https://edsoo.ru/Instruktivnie_materiali_.htm


Банк заданий для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся основной школы (5-9 классы) по шести направлениям: математическая грамотность, естественнонаучная грамотность, читательская грамотность, финансовая грамотность, глобальные компетенции и креативное мышление  https://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/;


Открытый банк заданий для оценки естественнонаучной грамотности (7-9 классы)  https://fipi.ru/otkrytyy-bank-zadaniy-dlya-otsenki-yestestvennonauchnoy-gramotnosti;


Электронный банк заданий для оценки функциональной грамотности для обучающихся и учителей  https://fg.resh.edu.ru.


Приказ управления образования, молодёжи и спорта администрации Бахчисарайского района от 30.09.2021 г. № 479 "Об организации работы по повышению функциональной грамотности В Бахчисарайском районе РК" 

Письмо ЦОМКО от 27.09.2021 г. № 821/07-07 "Об обеспечении работы по повышению функциональной грамотности"

Письмо ЦОМКО от 07.10.2021 № 837/07-07 "О формировании баз данных обучающихся и учителей по повышению функциональной грамотности"

Приказ МОНМ РК от 05.10.2021 г. № 1564 "О создании рабочей группы по организации работы развития функциональной грамотности школьников"

Приказ МОНМ РК "Об организации работы по повышению функциональной грамотности"

Дорожная карта

Приказ о проведении недели функциональной грамотностиХочу такой сайт

  


В период с 08.11 2021г. по 26.11.2021г. в МБОУ "Почтовская СОШ" была организована и проведена неделя «Формирование функциональной грамотности» согласно следующих сроков:

 

08.11.2021г. - 12.11.2021г. - Неделя читательской грамотности и креативного мышления;

1. Природа осени в стихотворениях А.С.Пушкина «Уж небо осенью дышало…»,
«В тот год осенняя погода…» (литературное чтение) 

2. Контроль по чтению на каждом уроке в виде индивидуального или фронтального устного опроса: чтение текста, пересказ содержания произведения (полно, кратко, выборочно), выразительное чтение наизусть или с листа и пр.

 

15.11.2021г. - 19.11.2021г. -  Неделя математической и финансовой грамотности;

1. Решение линейных уравнений, построение графиков.

2. Арифметический квадратный корень. Свойства.

3. Налоги, виды налогов. Зачем нужны налоги (финансовая грамотность)
Игра-проект

4. Использование swot – анализа для выбора карьеры (финансовая грамотность)

 

22.11.2021г. - 26.11.2021г. - Неделя естественно-научной грамотности и глобальные компетенции.

1. Двигатели внутреннего сгорания и альтернативные источники энергии.

2. Опорно-двигательная система, анализ и обработка данных.

3. Что?Где?Когда? Высшая нервная деятельность.

4. мастер-классы по использованию приемов формирования глобальных компетенций

 

ФОТОАЛЬБОМ МЕРОПРИЯТИЙ

 

Полезная информация:

Креативное мышление. Тема 1

Креативное мышление. Тема 2

Креативное мышление. Тема 3

Креативное мышление. Тема 4

Креативное мышление. Тема 5

Креативное мышление. Тема 6

Креативное мышление. Тема 7

Креативное мышление. Тема 8

Креативное мышление. Тема 9

Креативное мышление. Тема 10

Креативное мышление. Инструменты

Инструменты в креативном мышлении.

Креативное мышление. Как учителю спроектировать урок.

Креативное мышление. Методологии и методики.

Креативное мышление. Создание среды.

Фокусировка, генерация,фильтрация

Читательская грамотность

ЗАДАНИЯ, РАЗВИВАЮЩИЕ ЧИТАТЕЛЬСКУЮ ГРАМОТНОСТЬ

УМЕНИЯ, ХАРАКТЕРИЗУЮЩИЕ ЧИТАТЕЛЬСКУЮ ГРАМОТНОСТЬ

Финансовая грамотность

Финансовая грамотность. Задания

Финансовая грамотность. Учет возрастных и психологических особенностей.

Глобальные компетенции

План (дорожная карта) по формированию функциональной грамотности.docx (скачать)
Разработка внеклассного мероприятия по математической грамотности (8 класс).docx (скачать)
Описание урока литературы для формирования читательской грамотности.docx (скачать)
Инструкция по выполнению работы по ЕНГ, 8 класс.pdf (скачать) (посмотреть)
Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 23.12.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +76554 7-20-45

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».