Инструкция по работе с инвалидами и лицами с ОВЗ

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Почтовская средняя общеобразовательная школа»
Бахчисарайского района Республики Крым

ИНСТРУКЦИЯ ПО РАБОТЕ С ИНВАЛИДАМИ И
ЛИЦАМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ
ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ, СВЯЗАННОЙ
С ОБЕСПЕЧЕНИЕМ ДОСТУПНОСТИ
ОБЪЕКТОВ И УСЛУГ
в МБОУ «Почтовская СОШ»

2022 г.

2

СОГЛАСОВАНО:
Председатель ПК
____________Л.Р.Муратова

УТВЕРЖДАЮ:
Директор
МБОУ «Почтовская СОШ»
_________Л.А.Гончар

РАССМОТРЕНО:
на заседании педагогического совета
(протокол №
от « »
2022 г.)
Инструкция по работе с инвалидами и лицами с ограниченными
возможностями здоровья, связанной с обеспечением доступности
объектов и услуг в МБОУ «Почтовская СОШ»
1. Общие положения
1.1. Настоящая инструкция по работе с инвалидами и лицами с ограниченными
возможностями здоровья, связанной с обеспечением доступности объектов и услуг МБОУ
«Почтовская СОШ» разработана в соответствии с Федеральным законом от 24 ноября 1995
№ 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», Федеральным
законом от 01.12.2014 № 419-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные
акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с
ратификацией Конвенцией о правах инвалидов», Федеральным законом от 29.12.2012 №
273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Приказом Министерства труда и
социальной защиты Российской Федерации от 25.12.2012 № 626 «Об утверждении
методики формирования и обновления карт доступности объектов и услуг, отображающих
сравнительную информацию о доступности объектов и услуг для инвалидов и других
маломобильных групп населения», Приказом Минтруда от 25.12.2012 № 627 «Об
утверждении методики, позволяющей объективизировать и систематизировать
доступность объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности для инвалидов и
других маломобильных групп населения», Приказом Министерства образования и науки
Российской Федерации от 09.11.2015 № 1309 «Об утверждении порядка обеспечения
условий доступности для инвалидов объектов и представляемых услуг в сфере образования,
а также оказания им при этом необходимой помощи», а также локальными актами МБОУ
«Почтовская СОШ» (далее – Образовательное учреждение).
1.2. Инструктаж по вопросам обеспечения доступности для инвалидов услуг и оказания при
этом необходимой помощи проводят со всеми вновь принимаемыми на работу независимо
от их образования, стажа работы по данной профессии или должности, с временными
работниками, командированными.
1.3. Инструктаж проводит сотрудник, на которого приказом Директора школы возложена
обязанность по вопросам обеспечения доступности для инвалидов услуг и оказания при
этом необходимой помощи в Образовательном учреждении.
1.4. Инструктаж предназначен для обучения, инструктирования работников
Образовательного учреждения по вопросам обеспечения доступности для инвалидов услуг
и объектов, на которых они предоставляются, оказания при этом необходимой помощи.

3

1.5. Для учета работы по инструктажу и обучению сотрудников по вопросам доступности
объектов и услуг Образовательного учреждения ведётся «Журнал учета проведения
инструктажа сотрудников по вопросам доступности».
2. Программа проведения инструктажа
2.1. Основные положения законодательства по вопросам обеспечения доступности для
инвалидов услуг и объектов, на которых они предоставляются.
2.2. Виды нарушений функций организма, приводящие к инвалидности, и вызываемые ими
ограничения способности осуществлять социально-бытовую деятельность.
2.3. Краткая характеристика барьеров окружающей среды для инвалидов разных форм
инвалидности.
2.4. Общие рекомендации для специалистов по устранению барьеров для инвалидов с
разными формами инвалидности.
2.5. Этика общения с инвалидами. Декларация независимости инвалидов. Общие правила
этикета при общении с инвалидами. Правила этикета при общении:
• с инвалидами, испытывающими трудности при передвижении;
• с инвалидами по зрению;
• с инвалидами по слуху;
• с инвалидами, имеющими задержку в развитии и проблемы общения,
умственные нарушения;
• с инвалидами, имеющими психические нарушения;
• с инвалидами, испытывающими затруднения в речи.
2.6. Общие подходы к обеспечению доступности для инвалидов объектов социальной
инфраструктуры и услуг.
2.7. Технические средства обеспечения доступности для инвалидов объектов социальной
инфраструктуры.
2.8. Обеспечение доступности для инвалидов в сфере образования.
2.9. Обеспечение создания инвалидам условий доступности услуг в сфере образования.
3. Основные положения законодательства по вопросам обеспечения доступности
для инвалидов услуг и объектов, на которых они предоставляются
1.
Конвенция ООН о правах инвалидов (Приложение 1),
2.
Федеральный закон от 24 ноября 1995 № 181-ФЗ «О социальной защите
инвалидов в Российской Федерации» (Приложение 2),
3.
Федеральный закон от 01.12.2014 № 419-ФЗ «О внесении изменений в
отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты
инвалидов в связи с ратификацией Конвенцией о правах инвалидов» (Приложение 3),
4.
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» (Приложение 4),
5.
Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от
25.12.2012 № 626 «Об утверждении методики формирования и обновления карт
доступности объектов и услуг, отображающих сравнительную информацию о доступности
объектов и услуг для инвалидов и других маломобильных групп населения» (Приложение
5),
6.
Приказ Минтруда от 25.12.2012 № 627 «Об утверждении методики,
позволяющей объективизировать и систематизировать доступность объектов и услуг в
приоритетных сферах жизнедеятельности для инвалидов и других маломобильных групп
населения» (Приложение 6),
7.
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от
09.11.2015 № 1309 «Об утверждении порядка обеспечения условий доступности для

4

инвалидов объектов и представляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при
этом необходимой помощи» (Приложение 7).
4. Виды нарушений функций организма, приводящие к инвалидности, и вызываемые
ими ограничения способности осуществлять социально-бытовую деятельность
Установление инвалидности в соответствии с российским законодательством
Инвалид – лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством
функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами,
приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его
социальной защиты.
При этом под ограничением жизнедеятельности понимается полная или частичная
утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание,
самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое
поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью. К основным категориям
жизнедеятельности человека относятся:
1. Способность к самообслуживанию – способность человека самостоятельно осуществлять
основные физиологические потребности, выполнять повседневную бытовую деятельность,
в том числе навыки личной гигиены.
2. Способность к самостоятельному передвижению – способность самостоятельно
перемещаться в пространстве, сохранять равновесие тела при передвижении, в покое и при
перемене положения тела, пользоваться общественным транспортом.
3. Способность к ориентации – способность к активному восприятию личности и
окружающей обстановки, оценке ситуации, к определению времени и места нахождения.
4. Способность к общению – способность к установлению контактов между людьми путем
восприятия, переработки, хранения, воспроизведения и передачи информации.
5. Способность контролировать свое поведение – способность к осознанию себя и
адекватному поведению с учетом социально – правовых и морально – этических норм.
6. Способность к обучению – способность к целенаправленному процессу организации
деятельности по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией,
приобретению опыта деятельности (в том числе профессионального, социального,
культурного, бытового характера), развитию способностей, приобретению опыта
применения знаний в повседневной жизни и формированию мотивации получения
образования в течение всей жизни.
7. Способность к трудовой деятельности – способность осуществлять трудовую
деятельность в соответствии с требованиями к содержанию, объему, качеству и условиям
выполнения работы.
Установление инвалидности у взрослых и детей осуществляется при предоставлении
государственной услуги по проведению медико-социальной экспертизы. Для выполнения
этой услуги в РФ функционируют федеральные учреждения медико-социальной
экспертизы, подведомственные Министерству труда и социальной защиты Российской
Федерации.
Условиями признания гражданина инвалидом являются:
–нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное
заболеваниями, последствиями травм или дефектами;
– ограничение жизнедеятельности;
– необходимость осуществления мер социальной защиты, включая реабилитацию.
Наличие лишь одного из указанных условий не является основанием, достаточным
для признания гражданина инвалидом.
Инвалидность устанавливают исходя из комплексной оценки состояния
здоровья гражданина в соответствии с Классификациями и критериями, утвержденными
Минтрудом РФ.

5

В зависимости от степени расстройства функций организма гражданину,
признанному инвалидом, устанавливается I, II или III группа инвалидности. I группа
инвалидности устанавливается при наиболее тяжелых расстройствах функций организма,
III группа инвалидности – при наиболее легких. Ребенку (лицу в возрасте до 18 лет) не
зависимо от тяжести расстройства функций организма устанавливается категория
«ребенок – инвалид».
Гражданину, признанному инвалидом, выдаются справка, подтверждающая факт
установления инвалидности, с указанием группы инвалидности, а также индивидуальная
программа реабилитации. Порядок составления и формы справки и индивидуальной
программы реабилитации утверждаются Минтруда России.
Наряду с термином «инвалид» в нормативных актах и специальной литературе
используется термин «маломобильные группы населения» (МГН), который определяется
как «люди, испытывающие затруднения при самостоятельном передвижении, получении
услуги, необходимой информации или при ориентировании в пространстве. К
маломобильным группам населения здесь отнесены: инвалиды, люди с временным
нарушением здоровья, беременные женщины, люди старших возрастов, люди с детскими
колясками и т.п.». Таким образом, МГН – это более широкая категория людей,
включающая в себя инвалидов.
Систематизация форм инвалидности для решения вопросов доступности
Для решения вопросов создания доступной среды жизнедеятельности на объектах
социальной инфраструктуры разработана классификация форм инвалидности (таблица
№1).
Таблица № 1
Классификация форм инвалидности
Буквенное
обозначение

Форма инвалидности

К

Инвалиды, передвигающиеся на креслах-колясках

О

Инвалиды
с
нарушениями опорнодвигательного аппарата

С

Инвалиды с нарушениями зрения

Г

Инвалиды с нарушениями слуха

У

Инвалиды с нарушениями умственного развития

Графическое
изображение

6

5. Краткая характеристика барьеров окружающей среды для инвалидов
разных форм инвалидности в Образовательном учреждении
В зависимости от формы инвалидности в Образовательном учреждении, лицо
сталкивается с определенными барьерами.
Для инвалидов, передвигающихся на креслах-колясках: пороги, ступени, высокие
прилавки.
Для инвалидов с нарушениями опорно-двигательного аппарата:
1)для лиц, передвигающихся самостоятельно с помощью тростей, костылей, опор – пороги,
ступени.
2)для лиц, не действующих руками – препятствия при выполнении действий руками
(открывание дверей, снятие одежды и обуви и т.д., пользование краном, клавишами и др.).
Для инвалидов с нарушениями зрения: преграды на пути движения (стойки, колонны,
углы, стеклянные двери без контрастного обозначения и др.).
Для инвалидов с нарушениями слуха: отсутствие возможности подключения
современных технических средств реабилитации (слуховых аппаратов) к системам
информации (например, через индукционные петли), отсутствие
сурдопереводчика,
тифлосурдопереводчика.
Для инвалидов с нарушениями умственного развития: барьерами различной степени
выраженности могут быть отсутствие понятной для усвоения информации на объекте
социальной инфраструктуры.
6. Общие рекомендации по устранению барьеров для инвалидов с разными
формами инвалидности в Образовательном учреждении
№

1

2

Основные структурно
– функциональные
зоны объекта
Территория,
прилегающая к зданию
(участок)
Путь (пути) движения
внутри здания (в т.ч.
путь эвакуации)

3

Зона
назначения
(целевого
объекта)

целевого
здания
посещения

4

Санитарногигиенические
помещения

5

Система информации и
связи (на всех зонах)

6

Все зоны и участки

Рекомендации по адаптации объекта
Обустройство территории
Обеспечение функционирования систем информации
на объекте. Обустройство доступности основных
функциональных зон, недоступных для отдельных
категорий инвалидов
Проведение
мероприятий
по
техническому
обустройству
в
связи
с
архитектурно
–
планировочными особенностями здания может быть
выполнено лишь в порядке капитального ремонта или
реконструкции
Обустройство
санитарно
–
гигиенических
помещений.
Проведение
мероприятий
по
техническому обустройству в связи с архитектурно –
планировочными особенностями здания может быть
выполнено лишь в порядке капитального ремонта или
реконструкции
Помощь со стороны сотрудников ОСИ для
сопровождения к месту получения услуги;
дооборудование компонентами системы информации
и связи
Проведение
мероприятий
по
техническому
обустройству; ремонт текущий, капитальный.

7

7. Этика общения с инвалидами
Сотрудники Образовательного учреждения при общении с инвалидами
руководствуются
Правилами
этикета,
утвержденными
приказом
директора
Образовательного учреждения № 8/2-о от 15.02.2016.
Коммуникация (общение) рассматривается как важнейшая сторона любой
деятельности, во многом обеспечивающая ее успех и продуктивность. Коммуникативная
компетентность необходима каждому. Для специалистов профессионально значимыми
являются умения правильно воспринимать и понимать другого человека, грамотно
оказывать услуги в учреждении или организации.
Развитие коммуникативных умений складывается из следующих основных навыков:
- избегать конфликтных ситуаций;
- внимательно слушать инвалида и слышать его;
- регулировать собственные эмоции, возникающие в процессе взаимодействия;
- обеспечивать высокую культуру и этику взаимоотношений;
- цивилизовано противостоять манипулированию.
Декларация независимости инвалидов.
• Не рассматривайте мою инвалидность как проблему
• Не надо меня опекать, я не так слаб, как кажется
• Не рассматривайте меня как пациента, так как я просто ваш соотечественник
• Не старайтесь изменить меня. У вас нет на это права.
• Не пытайтесь руководить мною. Я имею право на собственную жизнь, как любая личность.
• Не учите меня быть покорным, смиренным и вежливым. Не делайте мне одолжения.
• Признайте, что реальной проблемой, с которой сталкиваются инвалиды, является их
социальное обесценивание и притеснение, предубежденное отношение к ним.
• Поддержите меня, чтобы я мог по мере сил внести свой вклад в общество
• Помогите мне познать то, что я хочу
• Будьте тем, кто заботится, не жалея времени, и кто борется в попытке сделать лучше
• Будьте со мной, даже когда мы боремся друг с другом
• Не помогайте мне тогда, когда я в этом не нуждаюсь, если это даже доставляет вам
удовольствие.
• Не восхищайтесь мною. Желание жить полноценной жизнью не заслуживает восхищения
• Узнайте меня получше. Мы можем стать друзьями.
• Будьте союзниками в борьбе против тех, кто пользуется мною для собственного
удовлетворения.
• Давайте уважать друг друга. Ведь уважение предполагает равенство.
Общие правила этикета при общении с инвалидами.
В зависимости от конкретной ситуации существуют общие правила этикета при
общении с инвалидами:
1.Обращение к человеку: когда вы разговариваете с инвалидом, обращайтесь
непосредственно к нему, а не к сопровождающему или сурдопереводчику, которые
присутствуют при разговоре.
2. Пожатие руки: когда вас знакомят с инвалидом, вполне естественно пожать ему руку:
даже те, кому трудно двигать рукой или кто пользуется протезом, вполне могут пожать руку
— правую или левую, что вполне допустимо.
3.Называйте себя и других: когда вы встречаетесь с человеком, который плохо или совсем
не видит, обязательно называйте себя и тех людей, которые пришли с вами. Если у вас
общая беседа в группе, не забывайте пояснить, к кому в данный момент вы обращаетесь, и
назвать себя.
4.Предложение помощи: если вы предлагаете помощь, ждите, пока ее примут, а затем
спрашивайте, что и как делать.

8

5.Адекватность и вежливость: обращайтесь с взрослыми инвалидами как с взрослыми.
Обращайтесь к ним по имени и на ты, только если вы хорошо знакомы.
6. Не опирайтесь на кресло-коляску: опираться или виснуть на чьей-то инвалидной коляске
– то же самое, что опираться или виснуть на ее обладателе, и это тоже раздражает.
Инвалидная коляска – это часть неприкасаемого пространства человека, который ее
использует.
7. Внимательность и терпеливость: когда вы разговариваете с человеком, испытывающим
трудности в общении, слушайте его внимательно. Будьте терпеливы, ждите, когда человек
сам закончит фразу. Не поправляйте его и не договаривайте за него. Никогда не
притворяйтесь, что вы понимаете, если на самом деле это не так. Повторите, что вы поняли,
это поможет человеку ответить вам, а вам — понять его.
8.Расположение для беседы: когда вы говорите с человеком, пользующимся инвалидной
коляской или костылями, расположитесь так, чтобы ваши и его глаза были на одном уровне,
тогда вам будет легче разговаривать. Разговаривая с теми, кто может, читать по губам,
расположитесь так, чтобы на Вас падал свет, и Вас было хорошо видно, постарайтесь, чтобы
Вам ничего (еда, сигареты, руки), не мешало.
9.Привлечение внимания человека: чтобы привлечь внимание человека, который плохо
слышит, помашите ему рукой или похлопайте по плечу. Смотрите ему прямо в глаза и
говорите четко, но имейте в виду, что не все люди, которые плохо слышат, могут читать по
губам.
10. Не смущайтесь, если случайно допустили оплошность, сказав "Увидимся" или "Вы
слышали об этом...?" тому, кто не может видеть или слышать.
Также разработаны правила этикета для лиц с разными расстройствами функций
организма. Список правил достаточно велик. Если сомневаетесь, рассчитывайте на свой
здравый смысл и способность к сочувствию. Относитесь к другому человеку, как к себе
самому, точно так же его уважайте — и тогда оказание услуги в учреждении и общение
будут эффективными.
Правила этикета при общении с инвалидами, испытывающими трудности при
передвижении:
• Помните, что инвалидная коляска — неприкосновенное пространство человека. Не
облокачивайтесь на нее, не толкайте, не кладите на нее ноги без разрешения. Начать катить
коляску без согласия инвалида — то же самое, что схватить и понести человека без его
разрешения.
• Всегда спрашивайте, нужна ли помощь, прежде чем оказать ее. Предлагайте помощь, если
нужно открыть тяжелую дверь или пройти по ковру с длинным ворсом.
• Если ваше предложение о помощи принято, спросите, что нужно делать, и четко следуйте
инструкциям.
• Если вам разрешили передвигать коляску, сначала катите ее медленно. Коляска быстро
набирает скорость, и неожиданный толчок может привести к потере равновесия.
• Всегда лично убеждайтесь в доступности мест, где запланированы мероприятия. Заранее
поинтересуйтесь, какие могут возникнуть проблемы или барьеры и как их можно
устранить.
• Не надо хлопать человека, находящегося в инвалидной коляске, по спине или по плечу.
• Если возможно, расположитесь так, чтобы ваши лица были на одном уровне. Избегайте
положения, при котором вашему собеседнику нужно запрокидывать голову.
• Если существуют архитектурные барьеры, предупредите о них, чтобы человек имел
возможность принимать решения заранее.
• Помните, что, как правило, у людей, имеющих трудности при передвижении, нет проблем
со зрением, слухом и пониманием.

9

• Не думайте, что необходимость пользоваться инвалидной коляской — это трагедия. Это
способ свободного (если нет архитектурных барьеров) передвижения. Есть люди,
пользующиеся инвалидной коляской, которые не утратили способности ходить и могут
передвигаться с помощью костылей, трости и т.п. Коляски они используют для того, чтобы
экономить силы и быстрее передвигаться.
Правила этикета при общении с инвалидами, имеющими нарушение зрение
или незрячими:
• Предлагая свою помощь, направляйте человека, не стискивайте его руку, идите так, как вы
обычно ходите. Не нужно хватать слепого человека и тащить его за собой.
• Опишите кратко, где вы находитесь. Предупреждайте о препятствиях: ступенях, лужах,
ямах, низких притолоках, трубах и т.п.
• Используйте, если это уместно, фразы, характеризующие звук, запах, расстояние. Делитесь
увиденным.
• Обращайтесь с собаками-поводырями не так, как с обычными домашними животными. Не
командуйте, не трогайте и не играйте с собакой-поводырем.
• Если вы собираетесь читать незрячему человеку, сначала предупредите об этом. Говорите
нормальным голосом. Не пропускайте информацию, если вас об этом не попросят.
• Если это важное письмо или документ, не нужно для убедительности давать его потрогать.
При этом не заменяйте чтение пересказом. Когда незрячий человек должен подписать
документ, прочитайте его обязательно. Инвалидность не освобождает слепого человека от
ответственности, обусловленной документом.
• Всегда обращайтесь непосредственно к человеку, даже если он вас не видит, а не к его
зрячему компаньону.
• Всегда называйте себя и представляйте других собеседников, а также остальных
присутствующих. Если вы хотите пожать руку, скажите об этом.
• Когда вы предлагаете незрячему человеку сесть, не усаживайте его, а направьте руку на
спинку стула или подлокотник. Не водите по поверхности его руку, а дайте ему
возможность свободно потрогать предмет. Если вас попросили помочь взять какой-то
предмет, не следует тянуть кисть слепого к предмету и брать его рукой этот предмет.
• Когда вы общаетесь с группой незрячих людей, не забывайте каждый раз называть того, к
кому вы обращаетесь.
• Не заставляйте вашего собеседника вещать в пустоту: если вы перемещаетесь,
предупредите его.
• Вполне нормально употреблять слово «смотреть». Для незрячего человека это означает
«видеть руками», осязать.
• Избегайте расплывчатых определений и инструкций, которые обычно сопровождаются
жестами, выражений вроде «Стакан находится где-то там на столе». Старайтесь быть
точными: «Стакан посередине стола».
• Если вы заметили, что незрячий человек сбился с маршрута, не управляйте его движением
на расстоянии, подойдите и помогите выбраться на нужный путь.
• При спуске или подъеме по ступенькам ведите незрячего перпендикулярно к ним.
Передвигаясь, не делайте рывков, резких движений. При сопровождении незрячего
человека не закладывайте руки назад — это неудобно.
Правила этикета при общении с инвалидами, имеющими нарушение слуха:
• Разговаривая с человеком, у которого плохой слух, смотрите прямо на него. Не затемняйте
свое лицо и не загораживайте его руками, волосами или какими-то предметами. Ваш
собеседник должен иметь возможность следить за выражением вашего лица.

10

• Существует несколько типов и степеней глухоты. Соответственно, существует много
способов общения с людьми, которые плохо слышат. Если вы не знаете, какой предпочесть,
спросите у них.
• Некоторые люди могут слышать, но воспринимают отдельные звуки неправильно. В этом
случае говорите более громко и четко, подбирая подходящий уровень. В другом случае
понадобится лишь снизить высоту голоса, так как человек утратил способность
воспринимать высокие частоты.
• Чтобы привлечь внимание человека, который плохо слышит, назовите его по имени. Если
ответа нет, можно слегка тронуть человека или же помахать рукой.
• Говорите ясно и ровно. Не нужно излишне подчеркивать что-то. Кричать, особенно в ухо,
тоже не надо.
• Если вас просят повторить что-то, попробуйте перефразировать свое предложение.
Используйте жесты.
• Убедитесь, что вас поняли. Не стесняйтесь спросить, понял ли вас собеседник.
• Если вы сообщаете информацию, которая включает в себя номер, технический или другой
сложный термин, адрес, напишите ее, сообщите по факсу или электронной почте или
любым другим способом, но так, чтобы она была точно понята.
• Если существуют трудности при устном общении, спросите, не будет ли проще
переписываться.
• Не забывайте о среде, которая вас окружает. В больших или многолюдных помещениях
трудно общаться с людьми, которые плохо слышат. Яркое солнце или тень тоже могут быть
барьерами.
• Очень часто глухие люди используют язык жестов. Если вы общаетесь через переводчика,
не забудьте, что обращаться надо непосредственно к собеседнику, а не к переводчику.
• Не все люди, которые плохо слышат, могут читать по губам. Вам лучше всего спросить об
этом при первой встрече. Если ваш собеседник обладает этим навыком, нужно соблюдать
несколько важных правил. Помните, что только три из десяти слов хорошо прочитываются.
• Нужно смотреть в лицо собеседнику и говорить ясно и медленно, использовать простые
фразы и избегать несущественных слов.
• Нужно использовать выражение лица, жесты, телодвижения, если хотите подчеркнуть или
прояснить смысл сказанного.
Правила этикета при общении с инвалидами, имеющими задержку в развитии и
проблемы общения, умственные нарушения:
• Используйте доступный язык, выражайтесь точно и по делу.
• Избегайте словесных штампов и образных выражений, если только вы не уверены в том,
что ваш собеседник с ними знаком.
• Не говорите свысока. Не думайте, что вас не поймут.
• Говоря о задачах или проекте, рассказывайте все «по шагам». Дайте вашему собеседнику
возможность обыграть каждый шаг после того, как вы объяснили ему.
• Исходите из того, что взрослый человек с задержкой в развитии имеет такой же опыт, как
и любой другой взрослый человек.
• Если необходимо, используйте иллюстрации или фотографии. Будьте готовы повторить
несколько раз. Не сдавайтесь, если вас с первого раза не поняли.
• Обращайтесь с человеком с проблемами развития точно так же, как вы бы обращались с
любым другим. В беседе обсуждайте те же темы, какие вы обсуждаете с другими людьми.
Например, планы на выходные, отпуск, погода, последние события.
• Обращайтесь непосредственно к человеку.
• Помните, что люди с задержкой в развитии дееспособны и могут подписывать документы,
контракты, голосовать, давать согласие на медицинскую помощь и т.д.

11

Правила этикета пи общении с инвалидами, имеющими психические нарушения:
Психические нарушения — не то же самое, что проблемы в развитии. Люди с
психическими проблемами могут испытывать эмоциональные расстройства или
замешательство, осложняющие их жизнь. У них свой особый и изменчивый взгляд на мир.
• Не надо думать, что люди с психическими нарушениями обязательно нуждаются в
дополнительной помощи и специальном обращении.
• Обращайтесь с людьми с психическими нарушениями как с личностями. Не нужно делать
преждевременных выводов на основании опыта общения с другими людьми с такой же
формой инвалидности.
• Не следует думать, что люди с психическими нарушениями более других склонны к
насилию. Это миф. Если вы дружелюбны, они будут чувствовать себя спокойно.
• Неверно, что люди с психическими нарушениями имеют проблемы в понимании или ниже
по уровню интеллекта, чем большинство людей.
• Если человек, имеющий психические нарушения, расстроен, спросите его спокойно, что вы
можете сделать, чтобы помочь ему.
• Не говорите резко с человеком, имеющим психические нарушения, даже если у вас есть для
этого основания.
Правила этикета при общении с инвалидом, испытывающим затруднения в речи:
• Не игнорируйте людей, которым трудно говорить, потому что понять их — в ваших
интересах.
• Не перебивайте и не поправляйте человека, который испытывает трудности в речи.
Начинайте говорить только тогда, когда убедитесь, что он уже закончил свою мысль.
• Не пытайтесь ускорить разговор. Будьте готовы к тому, что разговор с человеком с
затрудненной речью займет у вас больше времени. Если вы спешите, лучше, извинившись,
договориться об общении в другое время.
• Смотрите в лицо собеседнику, поддерживайте визуальный контакт. Отдайте этой беседе все
ваше внимание.
• Не думайте, что затруднения в речи — показатель низкого уровня интеллекта человека.
• Старайтесь задавать вопросы, которые требуют коротких ответов или кивка.
• Не притворяйтесь, если вы не поняли, что вам сказали. Не стесняйтесь переспросить. Если
вам снова не удалось понять, попросите произнести слово в более медленном темпе,
возможно, по буквам.
• Не забывайте, что человеку с нарушенной речью тоже нужно высказаться. Не перебивайте
его и не подавляйте. Не торопите говорящего.
• Если у вас возникают проблемы в общении, спросите, не хочет ли ваш собеседник
использовать другой способ — написать, напечатать.
8. Общие подходы к обеспечению доступности для инвалидов объектов социальной
инфраструктуры и услуг.
Общие условия доступности объектов:
• беспрепятственный вход в объекты и выход из них;
• самостоятельное передвижение по территории объекта в целях доступа к месту
предоставления услуги, в том числе с помощью работников объекта, предоставляющих
услуги, ассистивных и вспомогательных технологий, а также сменного кресла-коляски;
• посадка в транспортное средство и высадка из него перед входом в объект, в том числе с
использованием кресла-коляски и, при необходимости, с помощью работников объекта;
• сопровождение инвалидов, имеющих стойкое нарушение функции зрения и
самостоятельного передвижения по территории объекта (с помощью работников объекта);
• содействие инвалиду при входе в объект и выходе из него, информирование инвалида о
доступных маршрутах общественного транспорта;

12

• надлежащее размещение носителей информации, необходимой для обеспечения
беспрепятственного доступа инвалидов к объектам и услугам, с учетом ограничений их
жизнедеятельности, в том числе дублирование необходимой для получения услуги
звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и
графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля и
на контрастном фоне;
• обеспечение допуска на объект, в котором предоставляются услуги, собаки-проводника.
Общие условия доступности услуг:
• оказание помощи, необходимой для получения в доступной для них форме информации о
правилах предоставления услуги, в том числе об оформлении необходимых для получения
услуги документов, о совершении ими других необходимых для получения услуги
действий;
• предоставление инвалидам по слуху услуги с использованием русского жестового языка,
включая обеспечение допуска на объект сурдопереводчика, тифлосурдопереводчика;
• оказание работниками, предоставляющими услуги, необходимой помощи в преодолении
барьеров, мешающих получению ими услуг наравне с другими лицами;
• наличие копий документов, объявлений, инструкций о порядке предоставления услуги (в
том числе, на информационном стенде), выполненных рельефно-точечным шрифтом
Брайля и на контрастном фоне, а также аудиоконтура в месте приема.
9. Технические средства обеспечения доступности для инвалидов объектов
социальной инфраструктуры
Технические средства обеспечения доступности для инвалидов объектов
социальной инфраструктуры могут быть классифицированы по функционально-целевому
признаку. Технические средства, используемые:
• на территории, прилегающей к зданию (участке),
• на входе (входах) в здание,
• на пути (путях) движения внутри здания (в т.ч. путях эвакуации),
• в зоне целевого назначения здания (целевого посещения объекта),
• в санитарно-гигиенических помещениях.
10. Обеспечение доступности для инвалидов в сфере образования
10. 1. В Образовательном учреждении составлен паспорт доступности для инвалидов
объектов и услуг. Паспорт доступности содержит следующие разделы:
• общие сведения об объекте;
• характеристика деятельности организации на объекте (по обслуживанию населения;
• состояние доступности объекта;
• управленческие решения;
• особые отметки.
10.2. В Образовательном учреждении обеспечено создание инвалидам следующих условий
доступности объектов в сфере образования:
• возможность беспрепятственного входа в объекты и выхода из них;
• возможность самостоятельного передвижения по территории объекта в целях доступа к
месту предоставления услуги, в том числе с помощью работников объекта,
предоставляющих услуги;
• возможность посадки в транспортное средство и высадки из него перед входом в объект, в
том числе с использования кресла-коляски и, при необходимости, с помощью работников
объекта;

13

• сопровождение инвалидов, имеющих стойкие нарушения функции зрения, и возможность
самостоятельного передвижения по территории объекта;
• содействие инвалиду при входе в объект и выходе из него, информирование инвалида о
доступных маршрутах общественного транспорта;
• надлежащее размещение носителей информации, необходимой для обеспечения
беспрепятственного доступа инвалида к объектам и услугам, с учетом ограничений их
жизнедеятельности, в том числе дублирование необходимой для получения услуги
звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и
графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля и
на контрастном фоне;
• обеспечение допуска на объект, в котором предоставляются услуги, собаки-проводника при
наличии документа, подтверждающего ее специальное обучение, выданного по форме и в
порядке, утвержденных приказом Министерства труда и социальной защиты Российской
Федерации от 22 июня 2015 № 386н.
11. Обеспечение создания инвалидам условий доступности услуг в сфере образования
11.1. В Образовательном учреждении обеспечено создание инвалидам следующих условий
доступности услуг в сфере образования:
• наличие при входе в объект вывески с названием организации, графиком работы
организации выполненной рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне;
• оказание инвалидам помощи, необходимой для получения в доступной для них форме
информации о правилах предоставления услуги, в том числе об оформлении необходимых
для получения услуги документов, о совершении ими других необходимых для получения
услуги действий;
• наличие в одном из помещений, предназначенных для проведения массовых мероприятий
звукоусиливающей аппаратуры;
• адаптация официального сайта для лиц с нарушением зрения (слабовидящих);
• предоставление, по возможности, бесплатно учебников и учебных пособий, иной учебной
литературы, а также специальных технических средств обучения коллективного и
индивидуального пользования;
• оказание работниками Образовательного учреждения иной необходимой инвалидам
помощи в преодолении барьеров, мешающих получению услуг в сфере образования и
использованию объектов наравне с другими лицами.
11.2. В Образовательном учреждении обеспечено создание условий индивидуальной
мобильности инвалидов и возможности для самостоятельного их передвижения по объекту
на котором имеются:
• выделенные стоянки автотранспортных средств для инвалидов;
• поручни;
• пандусы;
• доступные входные группы;
• достаточная ширина лестничных маршей, площадок от общего количества объектов, на
которых инвалидам предоставляются услуги в сфере образования.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 23.12.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +76554 7-20-45

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».