Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Почтовская средняя общеобразовательная школа» Бахчисарайского района Республики Крым ПОЛОЖЕНИЕ ОБ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ПО ОКАЗАНИЮ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ И ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ в МБОУ «Почтовская СОШ» 2022 г. 2 СОГЛАСОВАНО: Председатель ПК ____________Л.Р.Муратова УТВЕРЖДАЮ: Директор МБОУ «Почтовская СОШ» _________Л.А.Гончар РАССМОТРЕНО: на заседании педагогического совета (протокол № от « » 2022 г.) Положение об организации работы по оказанию психолого-педагогической помощи и психолого-педагогического сопровождения в МБОУ «Почтовская СОШ» 1. Общие положения 1.1. Настоящее Положение разработано в целях организации работы по оказанию психолого-педагогической помощи и психолого-педагогического сопровождения в МБОУ «Почтовская СОШ» (далее – Образовательное учреждение). 1.2. Действие Положения не распространяется на организацию работы по оказанию психолого-педагогической помощи обучающимся, признанным в случаях и в порядке, которые предусмотрены уголовно-процессуальным законодательством, подозреваемыми, обвиняемыми или подсудимыми по уголовному делу либо являющимся потерпевшими или свидетелями преступления. 1.3. Деятельность по оказанию психолого-педагогической помощи и психологопедагогического сопровождения осуществляется в соответствии с: Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации"; Федеральным законом "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации"; Концепцией развития психологической службы в системе образования в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Министром образования и науки Российской Федерации 19.12.2017; Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 20.09.2013 N 1082 "Об утверждении положения о психолого-медико-педагогической комиссии"; Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 24.07.2015 N 514н "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог-психолог (психолог в сфере образования)"; Уставом МБОУ «Почтовская СОШ» 1.4. Для целей настоящего Положения используются следующие понятия: обучающиеся - физические лица, осваивающие основные общеобразовательные программы начального общего образования, основного общего образования, среднего общего образования, реализующиеся в Образовательном учреждении; психолого-педагогическая помощь - психолого-педагогическая помощь, оказываемая детям, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, в том числе обучающимся Образовательного учреждения; психолого-педагогическое сопровождение - система профессиональной деятельности 3 психолога, направленная на создание социально-психологических условий для успешного обучения и психологического развития обучающихся, психологической поддержки обучающихся, включая психологическое сопровождение образовательного процесса; Иные понятия, используемые в Положении, применяются в значениях, определенных действующим законодательством. 1.5. Психолого-педагогическая помощь осуществляется в соответствии со следующими принципами: адресности; сохранения ранее достигнутого уровня психолого-педагогической помощи и постоянного его повышения; добровольности получения психолого-педагогической помощи; доступности; конфиденциальности (включая защиту персональных данных). 1.6. Психолого-педагогическая помощь в Образовательном учреждении оказывается без взимания платы в соответствии с настоящим Положением. 1.7. Психолого-педагогическая помощь предоставляется с согласия одного из законных представителей. В соответствии с принципом добровольности законные представители обучающегося могут написать отказ от оказания психолого-педагогической помощи на любой стадии. Обучающиеся в возрасте старше 14 лет могут самостоятельно обращаться за психологопедагогической помощью. 1.8. При оказании психолого-педагогической помощи обучающимся в целях защиты прав ребенка, его законных представителей должна быть обеспечена конфиденциальность их персональных данных. 1.9. Обучающиеся и законные представители обучающихся при получении психологопедагогической помощи имеют право: на уважительное и гуманное отношение; конфиденциальность; получение информации о возможности оказания психологопедагогической помощи; отказ от оказания психолого-педагогической помощи. 1.10. Психолого-педагогическое сопровождение оказывается специалистами Образовательного учреждения обучающимся, состоящим в контингенте Образовательного учреждения, и педагогическим работникам Образовательного учреждения. 2. Цели и задачи психолого-педагогической помощи и психолого-педагогического сопровождения 2.1. Целью психолого-педагогической помощи и психолого-педагогического сопровождения является создание обучающимся условий для обучения с учетом особенностей их психофизического развития и состояния здоровья, в том числе получение социальнопедагогической и психологической помощи, направленной на своевременное обеспечение сохранения и укрепления психологического здоровья обучающихся, снижение рисков дезадаптации и негативной социализации, получение бесплатной психолого-педагогической коррекции. 2.2. Основными задачами психолого-педагогической помощи и психолого-педагогического сопровождения являются: психологическая поддержка и сопровождение обучающихся в проблемных и трудных жизненных ситуациях; диагностика и контроль динамики личностного и интеллектуального развития обучающихся; содействие в построении индивидуальной траектории образования обучающихся; содействие в создании условий для самостоятельного осознанного выбора обучающимися профессии (или профессиональной области) и содействие в построении личных профессиональных планов; содействие позитивной социализации обучающихся; психологическая поддержка в создании условий для духовно-нравственного воспитания обучающихся; 4 психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей; проведение мероприятий по профилактике и коррекции отклоняющегося (агрессивного, аддиктивного, асоциального, виктимного, суицидального и т.п.) и противоправного поведения обучающихся с учетом возрастных и индивидуальных особенностей; содействие в формировании культуры здоровья и здорового образа жизни обучающихся, в воспитании осознанного устойчивого отрицательного отношения к употреблению алкоголя, психоактивных и наркотических веществ, табакокурению и другим вредным привычкам; профилактика насилия и защиты детей от информации, наносящей вред их психическому здоровью и нравственному развитию; содействие развитию межкультурной компетенции и толерантности; профилактика ксенофобии, экстремизма, межэтнических конфликтов; психолого-педагогическое сопровождение процессов коррекционно-развивающего обучения, воспитания, социальной адаптации и социализации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, в том числе в условиях инклюзивного обучения; психологическое просвещение и консультирование родителей (законных представителей) обучающихся, педагогов по вопросам обучения, воспитания, поведения, развития. 3. Основные направления деятельности по оказанию психолого-педагогической помощи и психолого-педагогическому сопровождению 3.1. К основным направлениям деятельности по оказанию психолого-педагогической помощи и психолого-педагогическому сопровождению относятся: психологическое просвещение - формирование у обучающихся и их законных представителей, педагогических работников и руководителей Образовательного учреждения потребности в психологических знаниях, желания использовать их в интересах собственного развития; создание условий для полноценного личностного развития и самоопределения обучающихся, а также в своевременном предупреждении возможных нарушений в становлении личности и развитии интеллекта; психологическая профилактика - предупреждение возникновения явлений дезадаптации обучающихся в Образовательном учреждении, разработка конкретных рекомендаций педагогическим работникам, законным представителям по оказанию помощи в вопросах воспитания, обучения и развития; психологическая диагностика - углубленное психолого-педагогическое изучение обучающихся на протяжении всего периода обучения; определение индивидуальных особенностей и склонностей личности, ее потенциальных возможностей в процессе обучения и воспитания, в профессиональном самоопределении, а также выявление причин и источников нарушений в обучении, развитии, социальной адаптации; психологическая коррекция - активное воздействие на процесс формирования личности в детском возрасте и сохранение ее индивидуальности, осуществляемое на основе совместной деятельности педагогов-психологов, учителей-логопедов, врачей, социальных педагогов и других специалистов Образовательного учреждения; консультативная деятельность - оказание помощи обучающимся, их законным представителям, педагогическим работникам и другим участникам образовательного процесса в вопросах развития, воспитания и обучения посредством психологического консультирования. 3.2. Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в Образовательном учреждении также включает: психолого-педагогическое и методическое сопровождение реализации основных и дополнительных образовательных программ; психологическую экспертизу (оценку) комфортности и безопасности образовательной среды Образовательном учреждении; психологическое консультирование субъектов образовательного процесса. 5 4. Организация работы по предоставлению психолого-педагогической помощи и психолого-педагогического сопровождения 4.1. Оказание психолого-педагогической помощи и психолого-педагогического сопровождения на уровне Образовательного учреждения. 4.1.1. Психолого-педагогическая помощь и психолого-педагогическое сопровождение оказывается обучающимся, состоящим в контингенте данного Образовательного учреждения, в том числе обучающимся, зачисленным в Образовательное учреждение в качестве экстернов для прохождения промежуточной и(или) итоговой аттестации. 4.1.2. На уровне Образовательного учреждения психолого-педагогическая помощь и психолого-педагогическое сопровождение является сопутствующей услугой, связанной с реализацией образовательного процесса. Заключение договора по оказанию психологопедагогической помощи и психолого-педагогическому сопровождению не требуется. 4.1.3. Психолого-педагогическая помощь и психолого-педагогическое сопровождение в части проведения психологической диагностики и коррекционно-развивающей работы, в том числе по восстановлению и реабилитации, осуществляется с согласия законных представителей. 4.1.4. Психолого-педагогическая помощь оказывается педагогом-психологом (педагогамипсихологами) и группой педагогических работников Образовательного учреждения (социальным педагогом, другими педагогическими работниками) с участием педагога-психолога в рамках деятельности психолого-медико-педагогического консилиума. Тьютор включаются в деятельность по оказанию психолого-педагогической помощи, если в Образовательном учреждении обучается ребенок с ограниченными возможностями здоровья. 4.1.5. В целях оказания психолого-педагогической помощи и психолого-педагогического сопровождения в Образовательном учреждении создана службы психолого-педагогического сопровождения (далее - служба Образовательного учреждения). Служба Образовательного учреждения обеспечивает тесное взаимодействие с классными руководителями. В состав службы Образовательного учреждения могут включаться специалисты психологопедагогической инфраструктуры Образовательного учреждения (службы медиации, совета по профилактике правонарушений, службы здоровья и других структурных подразделений). В деятельности службы Образовательного учреждения наряду с сотрудниками Образовательного учреждения также могут участвовать специалисты Центров ППМСП и иных государственных организаций, обладающих ресурсами, необходимыми для оказания психологопедагогической помощи обучающимся. Участие указанных специалистов в деятельности службы Образовательного учреждения осуществляется на основании договора в рамках сетевого взаимодействия. 4.1.6. Служба Образовательного учреждения может создаваться как структурное подразделение Образовательного учреждения. 4.1.7. Образовательное учреждение разрабатывает положение о деятельности службы Образовательного учреждения, ежегодно утверждает состав службы Образовательного учреждения. Педагог-психолог ведет профессиональную документацию, отражающую содержание деятельности в отношении всех субъектов образовательных отношений: -журнал регистрации обращений/видов деятельности; -протоколы диагностических обследований и заключения по их результатам; -планы/программы проведения коррекционной, развивающей, просветительской, профилактической работы. 4.1.8. Образовательное учреждение создает необходимые материально-технические условия для деятельности службы Образовательного учреждения включая кабинет педагогапсихолога. 4.1.9. Деятельность педагога-психолога осуществляется в соответствии с приказом 6 Минтруда России от 24.07.2015 N 514н "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог-психолог (психолог в сфере образования)". Деятельность иных специалистов службы Образовательного учреждения осуществляется в соответствии с локальными актами Образовательного учреждения, регулирующими трудовые отношения. Квалификация педагогических работников должна соответствовать квалификационным характеристикам, установленным в Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих (раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования"), утвержденным приказом Минздравсоцразвития России от 26.08.2010 N 761н. Повышение психолого-педагогической компетентности осуществляется за счет курсов повышения профессиональной квалификации, системы непрерывного образования, в которой предусмотрены различные формы повышения квалификации (конференции, семинары, мастерклассы, вебинары, стажировочные площадки, самообразование, взаимопосещение и другое). 4.2. Оказание психолого-педагогической помощи и психолого-педагогического сопровождения на районном уровне и региональном уровне. 4.2.1. На районном и региональном уровне психолого-педагогическая помощь оказывается обучающимся Образовательного учреждения, а также несовершеннолетним, не состоящим в контингенте Образовательного учреждения, включая несовершеннолетних, получающих образование в форме семейного образования или самообразования: с высокой степенью педагогической запущенности; с высоким риском нарушения развития, установленным в медицинском учреждении; нарушениями эмоционально-волевой сферы; отклонениями в поведении; испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ; находящимся в трудной жизненной ситуации; находящимся в социально опасном положении; с ограниченными возможностями здоровья, инвалидностью; другие причины обращения. 4.2.2. Психолого-педагогическая помощь оказывается в соответствии с направлениями деятельности по оказанию психолого-педагогической помощи, указанными в разделе 3 Положения. 4.2.3. Обязательными этапами психолого-педагогической помощи являются: диагностика и определение индивидуальных особенностей, ограничений и ресурсов, оценки ситуации развития, выявления причин возникающих трудностей; консультирование, в том числе анонимное; проведение индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий в целях преодоления трудностей, развития навыков и личностных качеств, укрепления адаптивных ресурсов; специализированная психолого-педагогическая помощь обучающимся с ограниченными возможностями здоровья и(или) инвалидностью; организация комплексной работы по предупреждению, выявлению, преодолению психофизического и психоэмоционального неблагополучия обучающихся и несовершеннолетних в образовательной и социальной среде; оказание помощи в профориентации, получении профессии и социальной адаптации; проведение мероприятий, направленных на профилактику безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, в том числе, на предупреждение антиобщественных действий несовершеннолетних, выявление и устранение причин и условий, способствующих этому; социально-педагогическая реабилитация несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, защита их прав и интересов. 4.2.4. На районном уровне и региональном уровне осуществляется: содействие в профессиональной деятельности педагогов-психологов Образовательного 7 учреждения; анализ качества и эффективности оказания помощи обучающимся педагогами-психологами и социальными педагогами Образовательного учреждения; мониторинг эффективности внедряемых Образовательным учреждением образовательных программ и технологий обучения; проведение психологической экспертизы внедряемых образовательных программ в части определения их соответствия возрастным, психофизическим особенностям, склонностям, способностям, интересам и потребностям обучающихся. 4.2.5. На районном уровне и региональном уровне осуществляется взаимодействие с общественными организациями и некоммерческими организациями, оказывающими услуги ранней диагностики, социализации и реабилитации, в части оказания методической поддержки по психолого-педагогическому сопровождению детей с ограниченными возможностями здоровья.