Положение о профориентационной работе

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Почтовская средняя общеобразовательная школа»
Бахчисарайского района Республики Крым

ПОЛОЖЕНИЕ
О ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЕ
в МБОУ «Почтовская СОШ»

2022 г.

2

СОГЛАСОВАНО:
Председатель ПК
____________Л.Р.Муратова

УТВЕРЖДАЮ:
Директор
МБОУ «Почтовская СОШ»
_________Л.А.Гончар

РАССМОТРЕНО:
на заседании педагогического совета
(протокол №
от « »
2022 г.)

Положение о профориентационной работе
в МБОУ «Почтовская СОШ»
1. Общие положения
1.1. Профориентационная работа в МБОУ «Почтовская СОШ» (далее – Школа) должна
основываться на дифференцированном подходе к обучающимся, который учитывает
возрастные
и
психологические
особенности
школьников, их
интересы,
ценностные ориентации, жизненные планы, уровень образовательных результатов.
1.2. Профориентационная работа в школе должна оптимально сочетать массовые, групповые и
индивидуальные формы.
1.3. Профориентационная работа в школе должна обеспечивать взаимосвязь школы, семьи,
профессиональных учебных заведений, центров профориентации молодежи, службы занятости,
общественных молодежных организаций.
1.4. Цели профориентационной работы в школе: активизация процесса профессионального
самоопределения обучающихся, включающего получение знаний о мире профессионального
труда, формирование положительного отношения к самому себе, осознание своей
индивидуальности, уверенности в своих силах, применительно к реализации себя в будущей
профессии; развитие способностей к профессиональной адаптации в современных социальноэкономических условиях; повышение уровня психологической компетенции обучающихся за
счет снабжения их соответствующими знаниями и умениями, расширение границ
самовосприятия, раскрытие потребности в самосовершенствовании.
1.5. Задачи профориентационной работы в школе:
•

обеспечить профориентационную направленность учебных программ, пособий и
учебно-воспитательного процесса в целом; участие в этой работе педагогического
коллектива, родительской общественности, специалистов соответствующих
организаций и учреждений;

3

•
•

•

•
•
•
•

создать систему квалифицированной и комплексной профориентационной работы с
обучающимися;
сформировать у обучающихся сознательный подход к выбору профессии в
соответствии с его интересами, состоянием здоровья и особенностями и с учетом
потребности региона в кадрах;
формировать у обучающихся профессиональные намерения на основе комплексного
изучения личности с учетом их индивидуальных психофизиологических
особенностей, состояния здоровья, а также потребностей региона в кадрах;
привлечь обучающихся во внеучебное время к различным видам творчества,
повышающего его роль в выборе профессии;
создать систему профессионального просвещения и консультирования обучающихся;
обеспечить дифференцированное обучение школьников для более полного раскрытия
их индивидуальных интересов, способностей и склонностей;
обеспечить использование возможностей психологической службы школы для
организации и проведения профориентационной работы.

2. Организация профориентационной работы в школе
2.1. Профориентационная работа в школе реализуется в соответствии с ООП школы.
Содержание профориентационной работы описано в рабочей программе воспитания
обучающихся и конкретизировано в календарных планах воспитательной работы уровней
НОО, ООО и СОО.
2.2. Профориентационная работа в школе строится по направлениям:
профессиональное информирование – ознакомление обучающихся с современными
видами производства, состоянием рынка труда, потребностями хозяйственного
комплекса в квалифицированных кадрах, содержанием и перспективами развития
рынка профессий, формами и условиями их освоения, требованиями, которым
должны соответствовать люди соответствующей профессии, возможностями
профессионально-квалификационного роста и самосовершенствования в процессе
трудовой деятельности;
• профессиональная
консультация – оказание помощи обучающимся в
профессиональном самоопределении с целью принятия ими осознанного решения о
выборе профессионального пути;
• профессиональный подбор – представление рекомендаций обучающимся о возможных
направлениях профессиональной деятельности, наиболее соответствующих
их психологическим, психофизическим, физиологическим особенностям, на основе
результатов психологической, психофизической и медицинской диагностики;
• профессиональная, производственная и социальная адаптация – система мер,
способствующих профессиональному становлению работника, формированию у него
соответствующих социальных, профессиональных качеств, установок и потребностей
к активному творческому труду, достижению высшего уровня профессионализма.
•

2.3. С учетом психологических и возрастных особенностей школьников содержание
профориентационной работы в школе дифференцируется по уровням общего образования.
2.3.1. На уровне НОО профориентационная работа направлена:

4

на развитие ценностного отношения к труду, понимание его роли в жизни человека и
в обществе;
• развитие интереса к учебно-познавательной деятельности, основанной на участии
детей в различных видах деятельности.
•

2.3.2. На уровне ООО профориентационная работа направлена:
2.3.2.1. В 5–7-х классах:
•
•
•

на развитие у школьников личностного интереса к профессиональной деятельности;
формирование образа «Я»;
приобретение первоначального опыта в различных сферах социальнопрофессиональной практики: технике, искусстве, медицине, сельском хозяйстве,
экономике, культуре.

Этому способствует выполнение обучающимися профессиональных проб, которые позволяют
соотнести свои индивидуальные возможности с требованиями, предъявляемыми
профессиональной деятельностью к человеку.
2.3.2.2. В 8–9-х классах:
•
•

на уточнение образовательного запроса в ходе элективных и факультативных курсов;
групповое и индивидуальное консультирование с целью оказания помощи в выборе
профиля обучения.

2.3.3. На уровне СОО профориентационная работа направлена:
на формирование навыков самообразования, саморазвития;
определение и формирование профессиональных качеств для работы в интересующих
обучающегося профессиональных областях;
• коррекцию профессиональных планов;
• оценку готовности к избранной профессиональной деятельности.
•
•

3. Реализация профориентационной работы в школе
3.1. Профориентационная работа реализуется в образовательном процессе школы:
•
•
•

через единство урочной, внеурочной и внешкольной деятельности обучающихся;
взаимодействие с учреждениями среднего и высшего профессионального образования;
взаимодействие с руководителями предприятий (организаций).

3.2. Профориентационную работу обеспечивает школьная служба профориентации. В ее состав
входят координаторы, классные руководители, педагоги-предметники, библиотекарь,
социальный педагог, педагог-психолог, медицинский работник, детские профориентационные
общественные объединения.
4. Координаторы профориентационной работы
4.1. Координаторами профориентационной работы в школе являются заместители директора
школы по УВР и ВР.

5

4.2. Функция координаторов – организация и управление профориентационной работой в
школе, в том числе:
• поддержание связей школы с социальными партнерами, влияющими на
самоопределение обучающихся на уровне основного и среднего общего образования;
• планирование работы педагогического коллектива по формированию готовности
обучающихся к профильному и профессиональному самоопределению в соответствии
с основной образовательной программой образовательной организации;
• анализ и коррекция деятельности педагогического коллектива по данному
направлению (консультации учителей-предметников, классных руководителей по
организации системы учебно-воспитательной работы, направленной на
самоопределение обучающихся);
• проведение совещаний педагогических советов и производственных совещаний с
обсуждением проблемы профильного и профессионального самоопределения
старшеклассников;
• организация участия одаренных детей в предметных олимпиадах разного уровня;
• контроль своевременного повышения компетентности в области самоопределения
обучающихся классными руководителями;
учителями,
преподающими на
уровне начального
общего
образования; педагогами-предметниками;
школьным психологом; библиотекарем;
• контроль деятельности классных руководителей, воспитателей, педагоговпредметников, школьного психолога, социального педагога, библиотекаря по
проблеме профильного обучения и профессионального самоопределения
обучающихся;
• контроль уровня развития разнообразных форм предпрофильной подготовки и
профильного обучения обучающихся (кружки, факультативы, элективные курсы,
исследовательские проекты).
5. Классные руководители
5.1. Классный руководитель, опираясь на основную образовательную программу в части
рабочей программы воспитания и календарного плана воспитательной работы
соответствующего уровня образования, составляет план педагогической поддержки
самоопределения обучающихся конкретного класса.
5.2. В плане следует отразить разнообразные формы и виды профориентационной работы с
учениками:
• индивидуальные и групповые профориентационные беседы, диспуты, конференции;
• психолого-педагогические
наблюдения склонностей обучающихся: данные
наблюдений, анкет, тестов фиксируются в индивидуальной карте ученика
(портфолио);
• помощь обучающимся в выборе образовательной траектории: определении
профильного обучения и профессионального становления, анализе достижений,
формировании портфолио;
• организация посещения обучающимися дней открытых дверей в высших учебных
заведениях и организациях среднего профессионального образования;
• организация тематических и комплексных экскурсий класса на предприятия;
• помощь школьному психологу в проведении анкетирования обучающихся и их
родителей по проблеме самоопределения;
• встречи обучающихся с выпускниками школы – студентами высших учебных
заведений и обучающимися организаций среднего профессионального образования;

6

•

родительские собрания с обсуждением проблем формирования
обучающихся к профессиональному самоопределению.

готовности

6. Педагоги-предметники
Педагоги-предметники
на
уроках
и
во
внеурочное
время
ведут
работу
по следующим направлениям:
• показывают обучающимся роль труда в жизни человека;
• привлекают обучающихся к выполнению трудовых дел;
• организуют тематические ознакомительные экскурсии обучающихся в учреждения и
предприятия;
• вовлекают обучающихся в различные виды учебно-познавательной деятельности
(трудовой, игровой, исследовательской);
• знакомят обучающихся с миром профессий;
• способствуют развитию познавательного интереса и творческой направленности
личности школьников, используя разнообразные методы и средства: проектную
деятельность, деловые игры, семинары, круглые столы, конференции, предметные
недели, олимпиады, факультативы, конкурсы стенных газет, домашние сочинения и
т. д.;
• обеспечивают профориентационную направленность уроков, формируют у
обучающихся общетрудовые, профессионально важные навыки;
• способствуют формированию у школьников адекватной самооценки;
• проводят наблюдения с целью выявления склонностей и способностей обучающихся;
• адаптируют профильные программы в зависимости от профиля класса, особенностей
обучающихся.
7. Библиотекарь
Библиотекарь ведет профориентационную работу через следующие виды деятельности:
• регулярно подбирает литературу для учителей и обучающихся в помощь выбирающим
профессию (по годам обучения) и пособия по профориентационной работе;
• изучает читательские интересы обучающихся и рекомендует им литературу,
помогающую в выборе профессии;
• организует выставки книг о профессиях и читательские диспуты на темы выбора
профессии;
• накапливает, обобщает и систематизирует методические материалы, справочные
данные о потребностях региона в кадрах и другие вспомогательные материалы
(фотографии, вырезки, схемы, проспекты, программы, описания профессий);
• регулярно устраивает выставки литературы о профессиях по сферам и отраслям
(машиностроение, транспорт, строительство, в мире искусства и т. д.).
8. Социальный педагог
Социальный педагог ведет профориентационную работу через следующие виды деятельности:
• способствует формированию у обучающихся группы риска адекватной самооценки,
поскольку оказывает педагогическую поддержку обучающимся группы риска в
процессе их профессионального и жизненного самоопределения;
• консультирует обучающихся по социальным вопросам;
• оказывает помощь классному руководителю в процессе анализа и оценки социальных
факторов, затрудняющих процесс самоопределения школьника.
9. Педагог-психолог

7

Педагог-психолог ведет профориетационную работу через следующие виды деятельности:
• изучает профессиональные интересы и склонности обучающихся;
• осуществляет
мониторинг готовности обучающегося к профильному и
профессиональному самоопределению путем анкетирования обучающихся и их
родителей;
• проводит тренинговые занятия по профориентации обучающихся;
• осуществляет психологическое просвещение родителей и педагогов на тему выбора
профессии;
• консультирует обучающихся с учетом их возрастных особенностей;
• организует выступления родителей обучающихся перед учениками с информацией о
своей профессии;
• выявляет особенности детей с целью оказания помощи обучающимся и педагогам;
• помогает обучающимся объективно оценить их интересы и склонности;
• создает базу данных по профессиональной диагностике.
10. Медицинский работник
Медицинский работник ведет профориентационную работу через следующие виды
деятельности:
• способствует формированию у школьников установки на здоровый образ жизни;
• проводит с обучающимися беседы о взаимосвязи успешности профессиональной
карьеры и здоровья человека;
• проводит консультации для обучающихся и их родителей о влиянии той или иной
профессии на состояние здоровья человека.
11. Детские профориентационные общественные объединения
В школе действуют детские профориентационные общественные объединения, которые ведут
профориентационную работу через разнообразные виды деятельности.
12. Документация по профориентационной работе
Основными документами, регулирующими профориентацию обучающихся в образовательной
организации, являются:
• настоящее положение о профориентационной работе;
• ООП НОО, ООО, СОО, в том числе рабочая программа воспитания и календарные
планы воспитательной работы по уровням образования.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 23.12.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +76554 7-20-45

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».