Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Почтовская средняя общеобразовательная школа» Бахчисарайского района Республики Крым ПОЛОЖЕНИЕ О ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЕ в МБОУ «Почтовская СОШ» 2022 г. 2 СОГЛАСОВАНО: Председатель ПК ____________Л.Р.Муратова УТВЕРЖДАЮ: Директор МБОУ «Почтовская СОШ» _________Л.А.Гончар РАССМОТРЕНО: на заседании педагогического совета (протокол № от « » 2022 г.) Положение о профориентационной работе в МБОУ «Почтовская СОШ» 1. Общие положения 1.1. Профориентационная работа в МБОУ «Почтовская СОШ» (далее – Школа) должна основываться на дифференцированном подходе к обучающимся, который учитывает возрастные и психологические особенности школьников, их интересы, ценностные ориентации, жизненные планы, уровень образовательных результатов. 1.2. Профориентационная работа в школе должна оптимально сочетать массовые, групповые и индивидуальные формы. 1.3. Профориентационная работа в школе должна обеспечивать взаимосвязь школы, семьи, профессиональных учебных заведений, центров профориентации молодежи, службы занятости, общественных молодежных организаций. 1.4. Цели профориентационной работы в школе: активизация процесса профессионального самоопределения обучающихся, включающего получение знаний о мире профессионального труда, формирование положительного отношения к самому себе, осознание своей индивидуальности, уверенности в своих силах, применительно к реализации себя в будущей профессии; развитие способностей к профессиональной адаптации в современных социальноэкономических условиях; повышение уровня психологической компетенции обучающихся за счет снабжения их соответствующими знаниями и умениями, расширение границ самовосприятия, раскрытие потребности в самосовершенствовании. 1.5. Задачи профориентационной работы в школе: • обеспечить профориентационную направленность учебных программ, пособий и учебно-воспитательного процесса в целом; участие в этой работе педагогического коллектива, родительской общественности, специалистов соответствующих организаций и учреждений; 3 • • • • • • • создать систему квалифицированной и комплексной профориентационной работы с обучающимися; сформировать у обучающихся сознательный подход к выбору профессии в соответствии с его интересами, состоянием здоровья и особенностями и с учетом потребности региона в кадрах; формировать у обучающихся профессиональные намерения на основе комплексного изучения личности с учетом их индивидуальных психофизиологических особенностей, состояния здоровья, а также потребностей региона в кадрах; привлечь обучающихся во внеучебное время к различным видам творчества, повышающего его роль в выборе профессии; создать систему профессионального просвещения и консультирования обучающихся; обеспечить дифференцированное обучение школьников для более полного раскрытия их индивидуальных интересов, способностей и склонностей; обеспечить использование возможностей психологической службы школы для организации и проведения профориентационной работы. 2. Организация профориентационной работы в школе 2.1. Профориентационная работа в школе реализуется в соответствии с ООП школы. Содержание профориентационной работы описано в рабочей программе воспитания обучающихся и конкретизировано в календарных планах воспитательной работы уровней НОО, ООО и СОО. 2.2. Профориентационная работа в школе строится по направлениям: профессиональное информирование – ознакомление обучающихся с современными видами производства, состоянием рынка труда, потребностями хозяйственного комплекса в квалифицированных кадрах, содержанием и перспективами развития рынка профессий, формами и условиями их освоения, требованиями, которым должны соответствовать люди соответствующей профессии, возможностями профессионально-квалификационного роста и самосовершенствования в процессе трудовой деятельности; • профессиональная консультация – оказание помощи обучающимся в профессиональном самоопределении с целью принятия ими осознанного решения о выборе профессионального пути; • профессиональный подбор – представление рекомендаций обучающимся о возможных направлениях профессиональной деятельности, наиболее соответствующих их психологическим, психофизическим, физиологическим особенностям, на основе результатов психологической, психофизической и медицинской диагностики; • профессиональная, производственная и социальная адаптация – система мер, способствующих профессиональному становлению работника, формированию у него соответствующих социальных, профессиональных качеств, установок и потребностей к активному творческому труду, достижению высшего уровня профессионализма. • 2.3. С учетом психологических и возрастных особенностей школьников содержание профориентационной работы в школе дифференцируется по уровням общего образования. 2.3.1. На уровне НОО профориентационная работа направлена: 4 на развитие ценностного отношения к труду, понимание его роли в жизни человека и в обществе; • развитие интереса к учебно-познавательной деятельности, основанной на участии детей в различных видах деятельности. • 2.3.2. На уровне ООО профориентационная работа направлена: 2.3.2.1. В 5–7-х классах: • • • на развитие у школьников личностного интереса к профессиональной деятельности; формирование образа «Я»; приобретение первоначального опыта в различных сферах социальнопрофессиональной практики: технике, искусстве, медицине, сельском хозяйстве, экономике, культуре. Этому способствует выполнение обучающимися профессиональных проб, которые позволяют соотнести свои индивидуальные возможности с требованиями, предъявляемыми профессиональной деятельностью к человеку. 2.3.2.2. В 8–9-х классах: • • на уточнение образовательного запроса в ходе элективных и факультативных курсов; групповое и индивидуальное консультирование с целью оказания помощи в выборе профиля обучения. 2.3.3. На уровне СОО профориентационная работа направлена: на формирование навыков самообразования, саморазвития; определение и формирование профессиональных качеств для работы в интересующих обучающегося профессиональных областях; • коррекцию профессиональных планов; • оценку готовности к избранной профессиональной деятельности. • • 3. Реализация профориентационной работы в школе 3.1. Профориентационная работа реализуется в образовательном процессе школы: • • • через единство урочной, внеурочной и внешкольной деятельности обучающихся; взаимодействие с учреждениями среднего и высшего профессионального образования; взаимодействие с руководителями предприятий (организаций). 3.2. Профориентационную работу обеспечивает школьная служба профориентации. В ее состав входят координаторы, классные руководители, педагоги-предметники, библиотекарь, социальный педагог, педагог-психолог, медицинский работник, детские профориентационные общественные объединения. 4. Координаторы профориентационной работы 4.1. Координаторами профориентационной работы в школе являются заместители директора школы по УВР и ВР. 5 4.2. Функция координаторов – организация и управление профориентационной работой в школе, в том числе: • поддержание связей школы с социальными партнерами, влияющими на самоопределение обучающихся на уровне основного и среднего общего образования; • планирование работы педагогического коллектива по формированию готовности обучающихся к профильному и профессиональному самоопределению в соответствии с основной образовательной программой образовательной организации; • анализ и коррекция деятельности педагогического коллектива по данному направлению (консультации учителей-предметников, классных руководителей по организации системы учебно-воспитательной работы, направленной на самоопределение обучающихся); • проведение совещаний педагогических советов и производственных совещаний с обсуждением проблемы профильного и профессионального самоопределения старшеклассников; • организация участия одаренных детей в предметных олимпиадах разного уровня; • контроль своевременного повышения компетентности в области самоопределения обучающихся классными руководителями; учителями, преподающими на уровне начального общего образования; педагогами-предметниками; школьным психологом; библиотекарем; • контроль деятельности классных руководителей, воспитателей, педагоговпредметников, школьного психолога, социального педагога, библиотекаря по проблеме профильного обучения и профессионального самоопределения обучающихся; • контроль уровня развития разнообразных форм предпрофильной подготовки и профильного обучения обучающихся (кружки, факультативы, элективные курсы, исследовательские проекты). 5. Классные руководители 5.1. Классный руководитель, опираясь на основную образовательную программу в части рабочей программы воспитания и календарного плана воспитательной работы соответствующего уровня образования, составляет план педагогической поддержки самоопределения обучающихся конкретного класса. 5.2. В плане следует отразить разнообразные формы и виды профориентационной работы с учениками: • индивидуальные и групповые профориентационные беседы, диспуты, конференции; • психолого-педагогические наблюдения склонностей обучающихся: данные наблюдений, анкет, тестов фиксируются в индивидуальной карте ученика (портфолио); • помощь обучающимся в выборе образовательной траектории: определении профильного обучения и профессионального становления, анализе достижений, формировании портфолио; • организация посещения обучающимися дней открытых дверей в высших учебных заведениях и организациях среднего профессионального образования; • организация тематических и комплексных экскурсий класса на предприятия; • помощь школьному психологу в проведении анкетирования обучающихся и их родителей по проблеме самоопределения; • встречи обучающихся с выпускниками школы – студентами высших учебных заведений и обучающимися организаций среднего профессионального образования; 6 • родительские собрания с обсуждением проблем формирования обучающихся к профессиональному самоопределению. готовности 6. Педагоги-предметники Педагоги-предметники на уроках и во внеурочное время ведут работу по следующим направлениям: • показывают обучающимся роль труда в жизни человека; • привлекают обучающихся к выполнению трудовых дел; • организуют тематические ознакомительные экскурсии обучающихся в учреждения и предприятия; • вовлекают обучающихся в различные виды учебно-познавательной деятельности (трудовой, игровой, исследовательской); • знакомят обучающихся с миром профессий; • способствуют развитию познавательного интереса и творческой направленности личности школьников, используя разнообразные методы и средства: проектную деятельность, деловые игры, семинары, круглые столы, конференции, предметные недели, олимпиады, факультативы, конкурсы стенных газет, домашние сочинения и т. д.; • обеспечивают профориентационную направленность уроков, формируют у обучающихся общетрудовые, профессионально важные навыки; • способствуют формированию у школьников адекватной самооценки; • проводят наблюдения с целью выявления склонностей и способностей обучающихся; • адаптируют профильные программы в зависимости от профиля класса, особенностей обучающихся. 7. Библиотекарь Библиотекарь ведет профориентационную работу через следующие виды деятельности: • регулярно подбирает литературу для учителей и обучающихся в помощь выбирающим профессию (по годам обучения) и пособия по профориентационной работе; • изучает читательские интересы обучающихся и рекомендует им литературу, помогающую в выборе профессии; • организует выставки книг о профессиях и читательские диспуты на темы выбора профессии; • накапливает, обобщает и систематизирует методические материалы, справочные данные о потребностях региона в кадрах и другие вспомогательные материалы (фотографии, вырезки, схемы, проспекты, программы, описания профессий); • регулярно устраивает выставки литературы о профессиях по сферам и отраслям (машиностроение, транспорт, строительство, в мире искусства и т. д.). 8. Социальный педагог Социальный педагог ведет профориентационную работу через следующие виды деятельности: • способствует формированию у обучающихся группы риска адекватной самооценки, поскольку оказывает педагогическую поддержку обучающимся группы риска в процессе их профессионального и жизненного самоопределения; • консультирует обучающихся по социальным вопросам; • оказывает помощь классному руководителю в процессе анализа и оценки социальных факторов, затрудняющих процесс самоопределения школьника. 9. Педагог-психолог 7 Педагог-психолог ведет профориетационную работу через следующие виды деятельности: • изучает профессиональные интересы и склонности обучающихся; • осуществляет мониторинг готовности обучающегося к профильному и профессиональному самоопределению путем анкетирования обучающихся и их родителей; • проводит тренинговые занятия по профориентации обучающихся; • осуществляет психологическое просвещение родителей и педагогов на тему выбора профессии; • консультирует обучающихся с учетом их возрастных особенностей; • организует выступления родителей обучающихся перед учениками с информацией о своей профессии; • выявляет особенности детей с целью оказания помощи обучающимся и педагогам; • помогает обучающимся объективно оценить их интересы и склонности; • создает базу данных по профессиональной диагностике. 10. Медицинский работник Медицинский работник ведет профориентационную работу через следующие виды деятельности: • способствует формированию у школьников установки на здоровый образ жизни; • проводит с обучающимися беседы о взаимосвязи успешности профессиональной карьеры и здоровья человека; • проводит консультации для обучающихся и их родителей о влиянии той или иной профессии на состояние здоровья человека. 11. Детские профориентационные общественные объединения В школе действуют детские профориентационные общественные объединения, которые ведут профориентационную работу через разнообразные виды деятельности. 12. Документация по профориентационной работе Основными документами, регулирующими профориентацию обучающихся в образовательной организации, являются: • настоящее положение о профориентационной работе; • ООП НОО, ООО, СОО, в том числе рабочая программа воспитания и календарные планы воспитательной работы по уровням образования.